Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятии несет конкретное лицо, назначенное для этих целей. В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить технические осмотры, текущие и планово-предупредительные ремонты. При общем наблюдении периодически контролировать режим работы, нагрузку и нагрев электродвигателя, состояние контактов в коробке выводов и щеточном узле, надежность заземления и следить за напряжением сети. Допустимоеотклонение напряжения питающей сети от номинального значения от –5% до+10%. Периодичность технических осмотров устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца. При технических осмотрах очистить двигатель от загрязнений, проверить надежность заземления и соединения двигателя с приводным механизмом, состояние контактов в коробке выводов и состояние щеточного узла. При осмотре двигателя удалять металлическую и угольную пыль из камер контактных колец, кольца и щетки протирать сухой и чистой неволокнистой салфеткой. Следы подгорания на кольцах зачищать мелкой стеклянной бумагой. Изношенные щетки заменить запасными марки M1 по ТУ16-88 ИЛЕА.685211.037ТУ в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5

Кра
новый

электро-
двигатель

Марка
щеток

Кол-во

щеток на

двигатель,

шт

Размеры,

мм

Дав-
ление

шетки на

контактное

кольцо,

кг 

МТН011

МТН012

МТН211

4МТН132

М1

по

ТУ 16-88ИЛЕА.685211.037ТУ

6

 

8х12,5х32

 

от 0,5

до 0,8

МТН311, МТН312

МТН411, МТН412

МТН511, МТН512

4МТМ200, 4МТМ225

12,5х32х40

от 1,1

до 1,6

 

4МТМ280

4МТН280

МТН611

МТН612

МТН613

 

16х40х50

от 1,6

до 2,3

 

Необходимо также измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора и цепи термодатчиков (при их наличии), проверить затяжку крепежных cоединений и состояние уплотнений по линии вала. Замеченные недостатки устранить. Текущий ремонт производится при замеченных отклонениях в работе двигателя: повышенном нагреве корпуса, увеличении шума и вибрации и других неисправностях. Периодичность планово-предупредительных ремонтов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год. При планово-предупредительных ремонтах производится: - демонтаж и разборка двигателя, промывка, сушка и чистка узлов и деталей; - осмотр подшипников, щеточного, узла, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, выявления деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке; - устранение замеченных недостатков и неисправностей, балансировка ротора (при необходимости), замена изношенных щеток, устранение следов подгорания контактных колец, притирка щеток и контактных колец. Следы подгорания, неровности поверхности контактных колец и биения устранить шлифовкой или обточкой. Контактные поверхности колец должны быть строго цилиндрическими и иметь гладкий полированный вид без неровностей, царапин и горелых мест. Замену щеток у двигателей с фазным ротором производить при их изно- се до 60% по высоте. Щетки должны быть тщательно притерты к поверхности контактных колец. Для этого между обеими щетками и кольцом проложить стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и передвигать бумагу вперед-назад при нормальном давлении на щетки. Для правильной притирки концы бумаги нужно отогнуть вниз от щеток вдоль поверхности кольца. Применение наждачного или карборундового полотна для притирки щеток недопустимо. Подпитка войлочных уплотнений (при их наличии) производится по линии вала трансформаторным маслом через 2000-3000 часов работы, но не реже одного раза в полгода. Замену износившихся подшипников производить в соответствии с табл.6.

Крановый

электродвигатель

Тип подшипника

Кол-во,

шт.

Размеры,

мм

(dхDхB)

Обозначение

Российское

Международное

МТН011, МТН012

МТКН011, МТНК012

76-180307С9Ш2У

6.307 2RS P63 QE6/C9

2

35х80х21

МТН111, МТН112

МТКН111, МТКН112

МТН211 А, В

МТКН211 А, В

4МТН132 LA, LB

4МТКН132 LA, LB

76-180309C9Ш2У

6.309 2RS P63 QE6/C9

2

45х100х25

МТН311, МТН312

МТКН311, МТКН312

4МТ200 LA, МТН411

4МТ200 LB, МТН412

4МТМ200 LB

4МТК200 LA, МТКН411

4МТК200 LB, МТКН412

4МТКМ200 LB

BO-60314Ш

 

2

70х150х35

4МТМ225 М, МТН511

4МТКМ225 М

МТКН511

4МТМ225 L, MTН512

4МТКМ225 L

MTKH512 

B20-42616Ш

 

2

80х170х58

4МТМ280 S, MTH611

4МТМ280 М, МТН612

4МТМ280 L, МТН613

30-42620

 

2

100х215х73

4МТН280 S

4МТН280 М

4МТН280 L

30-42620

 

1

100х215х73

30-42624

 

1

120х26х86

Необходимость замены подшипников определятся истечением их гарантийного срока службы, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора о статор, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений. Подшипники снимать с вала при помощи съемника. Перед установкой подшипников тщательно очистить и промыть бензином поверхности под подшипники на валу и в щите. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воз- душной среде или масляной ванне до температуры 80°С. Подшипники с двумя уплотнительными шайбами поставляются со смаз- кой, заложенной на заводе-изготовителе на весь срок службы (20000 часов). В открытые и полуоткрытые подшипники двигателей видов климатического исполнения У1, Т1 закладывать смазку УНИОЛ-1 УССР201150-78, для видов климатического исполнения УХЛ1, О1 – смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80. Двигатели МТ(К)Н 311-613; 4МТ(К), 4МТ(К)М200, 225; 4МТМ280, 4МТН280 поставляются с рабочей смазкой в подшипниках, обеспечивающей работу в течение 3000-4000 часов. Допускается применять другие равноценные по характеристикам смазки. Замена смазки в открытых и полуоткрытых подшипниках при нормальных условиях работы двигателя должна производиться через 3000-4000 часов Продолжение таблицы 6 16 работы, но не реже одного раза в год. При работе двигателя в пыльной и влажной среде замена смазки в подшипниках производится по мере необходимости. Смазкой заполняется свободный объем подшипника, лабиринтные канавки и полости внутренних подшипниковых крышек в количестве согласно табл. 7.
Таблица 7

Крановый электродвигатель

Количество смазки,

кг

на электродвигатель

Тип смазки

4МТМ225, 4МТКМ225

4МТН511, 4МТКН511

4МТН512, 4МТКН512

0,14

УНИОЛ-1

ТУ 38 УССР201.150-78

- для У1, Т1;

 

ЦИАТИМ 221

ГОСТ 9433-80

- для УХЛ1, О1

МТН311, МТН312

4МТМ200, 4МТКМ200

МТН411, МТКН411

МТН412, МТКН412

0,14

4МТМ280

МТН611, МТН612, МТН613

4МТН280

0,2

Примечание: 50% всей массы смазки закладывается в подшипники (рав- номерно по окружности), 50% — в камеры подшипников и жировые канавки. Примечание: технические осмотры и ремонты производить при обяза- тельном отключении двигателей от питающей сети. Подшипники рассчитаны для работы в течение 20000 часов. На дальней- ший период работы их поставка осуществляется в установленном порядке по заявке потребителя.

Карта проезда:

Рейтинг@Mail.ru